Страничка дефектолога

Нарушение письма и чтения у младших школьников

развернуть

 

   В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. в ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные проблемы: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. Очень часто эти два диагноза стоят рядом.

Дисграфия  (от греч. «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -писать, изображать) частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры  слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие   работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов

  1. Акустический (услышать и вы делить звук)
  2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков)
  3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)
  4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
  5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил

При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая – то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит: «Ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для этого существительного. Но если ребенок говорит: «Ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграматизмов в устной речи, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама собой, ее нужно корригировать и исправлять.

Дислексия  (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать  - это состояния, основное проявление  которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих базис навыка чтения.

Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

Уметь читать – это значит, уметь:

  • Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением – понять.

 

 Определяют 4 этапа в зависимости от механизма процесса чтения:

  1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
  2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква – слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение)
  3. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
  4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

 

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

  • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем)
  • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи)
  • Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв)
  • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.)
  • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв)
  • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов)
  • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.)
  • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика
  • Сформированность умения общаться со сверстниками

 

В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

  • Нарушение фонематического слуха
  • Нарушение пространственного восприятия
  • Нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями
  • Нарушение поведения и работоспособности
  • Плохое запоминание знаков
  • Плохая дифференциация звуков и букв
  • Плохое сливание звуков
  • Трудности осуществления звукового анализа слова.

 

При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по - новому. Многие дети трудности при чтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует (механическое чтение)

Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характ6ера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.

У родителей, как правило, возникает   вопрос: что делать?

Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому то понадобятся годы занятий, кому то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.), стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать отдельные звуки.

Неплохо также обратиться к психоневрологу. Он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией:

  1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.

Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

  1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

  1. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
свернуть

Что нужно знать родителям

развернуть

    Любой человек переживает за своих детей, что уж говорить о родителях, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья. Нельзя даже представить, как нелегко приходится им, когда они сталкиваются со всеми трудностями, неизбежно возникающими в процессе роста и становления ребёнка, а иногда и на протяжении всей его дальнейшей жизни.        Уважаемые мамы и папы, чтобы ваш ребёнок испытывал меньше трудностей в зрелом возрасте, вы уже сейчас должны об этом позаботиться и помочь ему стать максимально успешным и самостоятельным. 

·         Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

·         Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

·         Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

·         Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

·         Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

·         Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

·         Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

·         Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

·         Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

·         Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

·         Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

·         Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

·         Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

·         Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

·         Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

·         Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

·         Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

·         Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

·         Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

·         Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

·         Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

·         Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

 

 

 

свернуть

Развитие мышления

развернуть

Информация для родителей по теме: «Задачки для ума»

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед? Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

  1. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом;  мальчик - мужчиной; теленок - коровой или быком бумага – книгой;  снег – водой; вода – льдом;  семечко – цветком; мука – блинчиками и т. д. 2. Игра-наоборот: «Кто кем был?».

- лошадь - жеребенком - цветок - семенем

  1. Игра «Жили-были...».

 

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - «Он стал петушком» «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился» «Жил-был ручеек, что с ним стало?» - «Зимой замерз», «Засох в жару». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - "Из него цветок вырос»

  1. Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

 молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка и т.д.

  1. Игра «Какое что бывает?».

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

  1. Упражнение «Кто без чего не обойдётся».

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему? Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

  1. «Живое – неживое».

Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «кто», а неживые «что». Приводим несколько примеров. Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. Что растет? Кто растет? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает? Кто самый большой? Что самое большое? 8. «Что снаружи, что внутри?»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 9. «Кто это?» - знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

  1. «Отгадай предмет по его частям».

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. Примеры: Четыре ноги, спинка, сиденье. Цифры, стрелки. Буквы, картинки, листы. Ствол, ветки, листья. Корень, стебель, листья, лепестки. Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. Носик, ручка, крышка, электрический шнур. Лапы, хвост, ошейник. Лапы, хвост, хобот. На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

  1. «Отгадай предмет по описанию».

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п. Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

  1. Сравнение предметов.

Французский философ Гельвеций писал: «Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы». Сравнивать - значит указать сходства и различия. Например: сравним огурец и помидор. Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках. Различия: цвет, форма, вкус. Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы. Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим.

 

 

Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно

свернуть

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

развернуть

 

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годамребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1.Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

2.Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

3.Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

4.Игра “Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

  1. Игра “Назови последний звук в слове”. Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

6.Игра “Добавлялки”. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

7.Игра “Где живёт звук?”. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8.Игра“ Звуковая цепочка”. Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

  1. Игра“ Исправь Незнайкины ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

 

свернуть

Нарушения речи

развернуть

Нарушения речи - это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Основными причинами патологии детской речи являются:

различная внутриутробная патология;

токсикоз при беременности,

вирусные и эндокринные заболевания, травмы,

несовместимость крови по резус-фактору ; родовая травма и асфиксия во время родов;

заболевания в первые годы жизни ребенка

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т. к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)
  4. Нарушениестройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений.

Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.

Дислалия - самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита.

Уверенно ставить такое заключение можно, если:

у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;

он правильно строит фразы и предложения;

слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:

нарушение звукопроизношения,

недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка,

выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой общеобразовательной школы

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга

Алалия бывает одной из двух форм:

Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;

Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.

Ринолалия возникает в результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии:

расстройство артикуляции звуков

нарушение голосообразования

изменение темпа и ритма речи

изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества врача неврологалогопеда и родителей.

Заикание - является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Нарушение темпо-ритмической стороны речи.

Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития заикания принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы.

Нарушение темпа и ритма речи -эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту.Среди них:

Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;

Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);

Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;

Нарушения чтения и письма - эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы

Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.

Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.

А теперь, я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами работы с детьми, имеющими речевые нарушения, часто встречающимися в общеобразовательной школе.

Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.

В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится логопеду, родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок, в том числе и учителю, который может участвовать в автоматизации звука или его дифференциации, а так же оказать помощь логопеду в работе с родителями.

В течении первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить поставленные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков.

Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала.

Одним словом, без конца акцентировать внимание ребёнка на автоматизируемом звуке, поправлять его в речи и при чтении, до тех пор пока ребёнок не научиться контролировать себя сам.

Организуя коррекционную работу с заикающимися учениками, педагог должен помнить о различной степени речевого развития каждого из них и, следовательно, необходимости индивидуального подхода. Так, у заикающихся учащихся важно своевременно отмечать успехи в учебе, ободрять их в случае неудачи, а во время подготовки устного высказывания тактично напоминать о необходимости предварительного обдумывания ответа.

Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности. При этом учитель должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя при этом различные средства помощи.

Одним из действенных средств помощи являются различные зрительные и слуховые опоры. Обычно в качестве зрительной опоры используют схемы, таблицы, диаграммы, муляжи и т. д. Слуховыми опорами принято считать речь учителя (как отдельные реплики, так и развернутые высказывания, а также ответы нормально говорящих учащихся, предваряющие высказывания заикающегося ребенка.

Своеобразной психологической опорой является предварительная установка ребенка на ответ: "Саша, подготовься, пожалуйста, отвечать после Лены".

Говоря об особенностях опроса заикающихся учащихся, нельзя не отметить следующее: очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь-то и необходимо оказать помощь. Она может быть сугубо индивидуальной. Одному ученику бывает достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил вместе с ним. Другому следует задать наводящий вопрос; третьему - сделать ободряющее замечание или предложить сделать глубокий вдох. Однако всем заикающимся необходимы предварительная установка к предстоящему устному ответу и напоминание о соблюдении основного правила подготовки: сначала подумать, сформулировать каждую фразу про себя и только потом произнести ее вслух.

Поговорим о достаточно острой проблеме - нарушениях письма и чтения.

Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала.

Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем прочитать его.

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту, четко выполнять все его рекомендации и положительный результат обязательно придет.

У родителей и педагогов, как правило, возникает вопрос: что делать?

Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т. п.).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врачалогопеда, педагогов и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

  1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше)ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а»зачеркнуть, а букву «о» обвести.

Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

  1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

  1. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.

Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную реакцию: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Желаю всем успехов в работе!

 

свернуть

Кто такой дефектолог?

развернуть

Дефектолог - это кто?

 

В чем заключается работа педагога-дефектолога?

 

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

 

Кто такой дефектолог? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

 

Какими качествами должен обладать дефектолог?

 

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

 

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога.

- У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.

- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.

 

- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.

- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.

- Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.

- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

 

Дефектологические специальности:

Наука дефектология включает несколько основных направлений: сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии; тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

 

Профессия дефектолога: цели и задачи:

 

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

 

- Вызвать желание учиться посредством мотивации.

- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

 

- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.

- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

 

- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.

- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

- Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

- Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Функции педагога-дефектолога:

- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

- Развивает коммуникативные способности детей. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

 

 Работа дефектолога: организационные принципы:

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции.

Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер.

 

Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна. Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

 

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

 

Мифы о работе дефектолога:

 

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

 

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

 

 

 

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия:

 

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем: Целевая аудитория.

 

Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.

 

Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии:

 

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

 

Известные ученые-дефектологи:

 

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выготского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

свернуть

Что такое заикание и как оно проявляется

развернуть

Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств, известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.

Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может возникнуть в результате травмы головы и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедность словарного запаса и нарушением грамматического строя.

Заикание может возникнуть при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители разучивают с ребёнком различные рассказы, сказки, стихи, которые для него имеют возрастную сложность.

Причиной заикания может стать подражание и длительное стрессовое состояние.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет.

Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. При этом нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

 По степени проявления заикание может быть лёгким (слабым), средним и тяжёлым (сильным).

Лёгкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжёлой степени, в результате сильных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

При заикании трудно произносятся согласные, причём больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и .д.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати.

Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого боятся или уважают, после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжёлые и всегда новые психические травмы.

В результате возникает стойкий патологический речевой рефлекс.

 

Поведение родителей с заикающимся ребёнком

 

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.

Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребёнку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим дня для своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2-3 часа. Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр взрослых телепередач.

Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Это сказывается на работе центральной нервной системы. Не нужно заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой, изучением иностранного языка.

Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье.

Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребёнку.

 

Правила речи  для  заикающихся  детей

Воспитатели,  педагоги  и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи.

 Вот эти правила.

Говорить следует  в замедленном темпе и спокойно,  четко проговаривать все гласные звуки.

При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы.

Все гласные звуки  должны произноситься   с четкой  и активной работой губ.  Например, для звука «и» губы растянуты в стороны  и в улыбку, для звука   «у» губы складываются в  трубочку,  для звука «о» губы собираются в хоботок. 

Во время  речи следует  опираться на гласные звуки и произносить их  не редуцированно (сокращенно),  а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует  произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе.  Перед  высказыванием следует  продумать, что  хотелось бы  сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику.

Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку,  к  которому обращаешься.

При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. 

Надо выбирать оптимальную громкость голоса  во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко.

Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя,  то необходимо  стоять ровно, ноги должны быть расставлены на  ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны  находиться расставленными  в положении на ширину плеч.

Сидеть также надо с прямой спиной,  с опорой на спинку  стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки.  Не рекомендуется запрокидывать голову  назад  к спине и опускать подбородок  на грудь во время речи. Во время речи   подбородок относительно шеи  должен быть под  прямым углом.

Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать.

Если  первое слово предложения начинается с гласного звука, то  начинать надо  тихо и несколько пониженным тоном голоса. 

Длинную фразу следует  делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать  паузы. 

Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение  первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой.

Очень важным   средством   выразительности речи  является  использование  интонационных  средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи  и  мягкого тембра голоса.

Очень большая роль в  речевой коммуникации отводится кинетике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие.

Заикающимся, у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно  дать дополнительные средства выразительности речи  в виде кинетики и средств  просодии.

Чтобы успешнее проводилась   коррекционная работа   с заикающимся  ребенком по выработке у него  новых правильных навыков плавной и выразительной  речи, нужно соблюдать следующие  условия.

 

Советы для педагогов и родителей

 

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать  замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься,  вдохни перед началом речи и другие замечания,   касающиеся его речи. 

При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». 

Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях  обращать внимание на  сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова,  которые он не может договорить из-за заикания.  Если сам воспитатель не обратит  своего внимания  на запинки в речи ребенка,  то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен  предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр.  Во время разговора надо давать заикающемуся  ребенку почувствовать,  что  внимательно  и спокойно слушают то, о чем  он говорит.  При этом совсем  не обращают внимания  на то,  как ребенок говорит.  Надо дать  возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь.  Надо поддерживать постоянный  зрительный контакт с ребенком  и терпеливо ждать пока заикающийся закончит  свое высказывание. 

Не рекомендуется  задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то  не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову.

При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо  принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок  направлен  на   лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение  специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен  коррекционно-педагогическому воздействию. В  этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители  заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными  и регулярными  должны быть логоритмические  занятия. Все другие педагоги осуществляют психолого-педагогические коррекционные  мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности  ребенка  – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную,  личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания  и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

 

свернуть