Страничка дефектолога

Кто такой дефектолог?

развернуть

Дефектолог - это кто?

 

В чем заключается работа педагога-дефектолога?

 

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

 

Кто такой дефектолог? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

 

Какими качествами должен обладать дефектолог?

 

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

 

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога.

- У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.

- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.

 

- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.

- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.

- Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.

- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

 

Дефектологические специальности:

Наука дефектология включает несколько основных направлений: сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии; тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

 

Профессия дефектолога: цели и задачи:

 

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

 

- Вызвать желание учиться посредством мотивации.

- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

 

- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.

- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

 

- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.

- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

- Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

- Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Функции педагога-дефектолога:

- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

- Развивает коммуникативные способности детей. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

 

 Работа дефектолога: организационные принципы:

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции.

Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер.

 

Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна. Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

 

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

 

Мифы о работе дефектолога:

 

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

 

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

 

 

 

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия:

 

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем: Целевая аудитория.

 

Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.

 

Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии:

 

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

 

Известные ученые-дефектологи:

 

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выготского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

свернуть

Что такое заикание и как оно проявляется

развернуть

Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств, известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.

Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может возникнуть в результате травмы головы и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедность словарного запаса и нарушением грамматического строя.

Заикание может возникнуть при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители разучивают с ребёнком различные рассказы, сказки, стихи, которые для него имеют возрастную сложность.

Причиной заикания может стать подражание и длительное стрессовое состояние.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет.

Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. При этом нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

 По степени проявления заикание может быть лёгким (слабым), средним и тяжёлым (сильным).

Лёгкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжёлой степени, в результате сильных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

При заикании трудно произносятся согласные, причём больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и .д.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати.

Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого боятся или уважают, после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжёлые и всегда новые психические травмы.

В результате возникает стойкий патологический речевой рефлекс.

 

Поведение родителей с заикающимся ребёнком

 

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.

Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребёнку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим дня для своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2-3 часа. Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр взрослых телепередач.

Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Это сказывается на работе центральной нервной системы. Не нужно заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой, изучением иностранного языка.

Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье.

Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребёнку.

 

Правила речи  для  заикающихся  детей

Воспитатели,  педагоги  и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи.

 Вот эти правила.

Говорить следует  в замедленном темпе и спокойно,  четко проговаривать все гласные звуки.

При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы.

Все гласные звуки  должны произноситься   с четкой  и активной работой губ.  Например, для звука «и» губы растянуты в стороны  и в улыбку, для звука   «у» губы складываются в  трубочку,  для звука «о» губы собираются в хоботок. 

Во время  речи следует  опираться на гласные звуки и произносить их  не редуцированно (сокращенно),  а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует  произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе.  Перед  высказыванием следует  продумать, что  хотелось бы  сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику.

Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку,  к  которому обращаешься.

При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. 

Надо выбирать оптимальную громкость голоса  во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко.

Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя,  то необходимо  стоять ровно, ноги должны быть расставлены на  ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны  находиться расставленными  в положении на ширину плеч.

Сидеть также надо с прямой спиной,  с опорой на спинку  стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки.  Не рекомендуется запрокидывать голову  назад  к спине и опускать подбородок  на грудь во время речи. Во время речи   подбородок относительно шеи  должен быть под  прямым углом.

Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать.

Если  первое слово предложения начинается с гласного звука, то  начинать надо  тихо и несколько пониженным тоном голоса. 

Длинную фразу следует  делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать  паузы. 

Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение  первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой.

Очень важным   средством   выразительности речи  является  использование  интонационных  средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи  и  мягкого тембра голоса.

Очень большая роль в  речевой коммуникации отводится кинетике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие.

Заикающимся, у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно  дать дополнительные средства выразительности речи  в виде кинетики и средств  просодии.

Чтобы успешнее проводилась   коррекционная работа   с заикающимся  ребенком по выработке у него  новых правильных навыков плавной и выразительной  речи, нужно соблюдать следующие  условия.

 

Советы для педагогов и родителей

 

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать  замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься,  вдохни перед началом речи и другие замечания,   касающиеся его речи. 

При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». 

Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях  обращать внимание на  сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова,  которые он не может договорить из-за заикания.  Если сам воспитатель не обратит  своего внимания  на запинки в речи ребенка,  то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен  предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр.  Во время разговора надо давать заикающемуся  ребенку почувствовать,  что  внимательно  и спокойно слушают то, о чем  он говорит.  При этом совсем  не обращают внимания  на то,  как ребенок говорит.  Надо дать  возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь.  Надо поддерживать постоянный  зрительный контакт с ребенком  и терпеливо ждать пока заикающийся закончит  свое высказывание. 

Не рекомендуется  задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то  не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову.

При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо  принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок  направлен  на   лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение  специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен  коррекционно-педагогическому воздействию. В  этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители  заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными  и регулярными  должны быть логоритмические  занятия. Все другие педагоги осуществляют психолого-педагогические коррекционные  мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности  ребенка  – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную,  личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания  и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

 

свернуть