Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
Новосверженская средняя школа
МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
вул. Савецкая, 9, 220010, г. Мiнск тэл. 327-47-36, факс 200-84-83 E-mail: info@edu.gov.by |
ул. Советская, 9 220010, г. Минск тел. 327-47-36, факс 200-84-83 E-mail: info@edu.gov.by |
_____________ № _______________ На № ____________от ____________ |
|
О некоторых вопросах вступительной
кампании в УССО в 2024 году
В целях осуществления организационного и научно-методического обеспечения приема лиц в учреждения образования для получения среднего специального образования (далее – УССО) Министерство образования Республики Беларусь информирует о наиболее важных моментах организации вступительной кампании 2024 года.
Для контроля за подготовкой и проведением в 2024 году приема в учреждения образования для получения высшего и среднего специального образования Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2024 г. № 194 «О составе государственной комиссии» создана государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2024 году, председателем которой является Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь И.В.Петришенко.
В соответствии с законодательством Министерством образования согласованы (утверждены) контрольные цифры приема (далее – КЦП) за счет средств бюджета и цифры приема (далее – ЦП) на платной основе в УССО.
На уровень среднего специального образования прием в 2024 году будут осуществлять 162 учреждения среднего специального образования – колледжей, из них 7 частной формы собственности, и 36 иных учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования.
План приема на 2024 год сформирован на уровне плана приема 2023 года с корректировкой объема и структуры приема для подготовки специалистов по востребованным экономикой специальностям. В тоже время сокращен объем подготовки на платной основе.
В 2024 году для получения среднего специального образования планируется принять 39,3 тыс. человек, что составит 100,6 процента к факту приема 2023 года, в том числе за счет средств бюджета – 29,1 тыс. человек (106,8 процентов). При этом для получения образования за счет средств бюджета в дневной форме планируется зачислить 27,5 тыс. человек (107,7 процентов к факту прошлого года), в том числе на основе общего базового образования – 19,9 (в 2023 г. – 17,3) тыс. человек, на основе общего среднего образования – 6,8 (в 2023 г. – 7,0) тыс. человек. В заочной форме получения образования планируется принять 1,2 тыс. человек (92,3 процента к факту прошлого года), с учетом приема по специальностям направления образования «Сельское хозяйство» – 1,6 тыс. человек (95,2 процента).
На платной основе планируется принять 10,2 тыс. человек, что составляет 86,3 процентов к факту приема 2023 года, в том числе на дневную форму получения образования – 7,1 тыс. человек (83,0 процента к факту прошлого года), на заочную форму – 2,8 тысяч человек, с учетом приема по специальностям направления образования «Сельское хозяйство» – 3,0 тысячи человек (94,0 процента к факту прошлого года).
Сформированные КЦП и ЦП в соответствие с законодательством доведены до общественности до 1 апреля.
Напоминаем о неукоснительном соблюдении утвержденных как КЦП за счет средств бюджета, так и ЦП на платной основе.
Республиканскими органами государственного управления, областными (Минским городским) исполнительными комитетами, организациями, имеющими в подчинении УССО, актуализированы локальные правовые акты о возложении персональной ответственности на руководителей подчиненных учреждений образования за соблюдение законодательства о приеме. В частности – за строгое соблюдение установленных КЦП, ЦП в учреждения образования по специальностям и формам получения образования за счет средств бюджета, в том числе на условиях целевой подготовки, и на платной основе после их утверждения и доведения до общественности, а также за обеспечение обязательного информирования учредителей о выявленных в ходе вступительной кампании фактах неправильного подсчета среднего балла документов об общем среднем образовании с указанием фамилии руководителя учреждения общего среднего образования, подписавшего документ об общем среднем образовании с неверно подсчитанным средним баллом, и реквизитов учреждения образования.
Совершенствуется структура подготовки кадров со средним специальным образованием. В 2024 году будет осуществляться прием по новым для республики специальностям среднего специального образования «Техническая эксплуатация мехатронных систем электронного производства»; «Производство изделий микро- и наноэлектроники» с присвоением квалификации «Измеритель электрофизических параметров изделий электронной техники 5-го разряда» – в учреждении образования «Минский государственный колледж цифровых технологий»; «Эксплуатация средств измерения» – в филиале «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»; «Лабораторный анализ» – в учреждении образования «Гомельский государственный химико-технологический колледж».
В целом по республике 17 учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, расширили перечь специальностей (17 специальностей), по которым будут осуществлять подготовку. На 4,6 % увеличилась доля цифр приема на основе общего базового образования.
Наибольшее количество установленных мест за счет средств бюджета на уровень среднего специального образования для приема абитуриентов планируется по таким профилям образования как «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», «Бизнес, управление и право», «Здравоохранение и социальная защита», «Сельское, лесное, рыбное хозяйство и ветеринария», «Педагогика».
Обращаем внимание на необходимость выполнения учреждениями образования законодательства о лицензировании. Вновь открытые специальности в обязательном порядке должны быть включены в лицензию на осуществление образовательной деятельности до начала вступительной кампании.
Прием в 2024 году на уровень среднего специального образования осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23 (далее – Правила приема).
Абитуриенты, поступающие для получения среднего специального образования на основе общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования с общим средним образованием, в том числе в сокращенный срок, на все специальности, кроме специальностей, по которым необходимо сдавать вступительное испытание по специальности в УССО (далее – вступительное испытание), поступают по конкурсу среднего балла документа об образовании.
Абитуриенты, поступающие для получения среднего специального образования на творческие специальности (пункт 16 Правил приема), специальности «Тренерская работа (с указанием вида спорта)», «Обучение физической культуре» сдают вступительное испытание по форме, которая определяется УССО.
Программы вступительных испытаний по специальностям размещены на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».
Порядок работы приемных комиссий УССО определен Положением о приемной комиссии учреждения среднего специального образования по приему лиц для получения среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2022 г. № 178 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 375) (далее – постановление № 178).
Установлен единый режим работы приемных комиссий УССО с понедельника по субботу с 9-00 до 18-00. Если последний день приема документов, сдачи вступительных испытаний или зачисления абитуриентов выпадает на воскресенье, приемная комиссия работает в этот день с 9.00 до 18.00.
Обращаем внимание на изменения, которые внесены в постановление № 178:
для оказания помощи в работе приемных комиссий могут привлекаться участники студенческих отрядов и иные работники (служащие) УССО;
допускается информирование абитуриента о допуске к вступительным испытаниям, о результатах зачисления в УССО в электронном виде;
списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения среднего специального образования, размещаются в УССО в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте;
внесены изменения в форму заявления и информирования абитуриентов о ходе приема документов (средний балл документа об образовании (сумма среднего балла документа об образовании и набранных баллов по итогам вступительных испытаний) определяется до десятых долей единицы с шагом 0,1 балла).
Допускается в информации о ходе приема документов указывать только те значения среднего балла документа об образовании (суммы среднего балла документа об образовании и набранных баллов по итогам вступительных испытаний), определяемого до десятых долей единицы, которые установлены по факту приема документов (проведения вступительных испытаний) в УССО,
например:
Средний балл документа об образовании* (сумма среднего балла документа об образовании и набранных баллов по итогам вступительных испытаний) |
или |
Средний балл документа об образовании* (сумма среднего балла документа об образовании и набранных баллов по итогам вступительных испытаний) |
|||||||||||
9,3 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
7,2 |
6,9 |
6,8 |
27,3 |
25,5 |
25,2 |
24,3 |
24,2 |
22,9 |
|
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
5 |
2 |
8 |
4 |
5 |
3 |
6 |
1 |
Информация о вступительной кампании, контрольных цифрах и цифрах приема, приеме на условиях целевой подготовки в 2024 году (с указанием количества мест, наименования специальностей и организаций-заказчиков кадров, контактных данных лиц, которые курируют данную работу в организации) должна быть размещена на официальном сайте УССО.
С целью своевременного и качественного доведения информации до сведения абитуриентов об организации приемной кампании в 2024 году учредителям УССО следует обеспечить проведение мониторинга официальных сайтов УССО.
Получать согласие на обработку персональных данных при организации приемной кампании в УССО (статья 192 Кодекса Республики Беларусь об образовании) и т.п.) не требуется. Обработка персональных данных осуществляется в данном случае на основании абзаца двадцатого статьи 6 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных».
Обращаем внимание, что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 (далее – постановление № 274) определены образцы документов об образовании (образец свидетельства об общем базовом образовании, образец свидетельства об общем базовом образовании с отличием, образец аттестата об общем среднем образовании, образец аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью, образец аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью). Согласно пункту 3 постановления № 274 учреждениям общего среднего образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования, при выдаче дипломов о профессионально-техническом образовании, разрешено расходовать при выдаче документов об образовании имеющиеся в наличии бланки документов об образовании и приложения к ним до их полного использования. Следовательно, приемные комиссии УССО вправе принимать указанные документы об образовании по формам, утвержденным как постановлением № 274, так и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении».
Сроки вступительной кампании, в том числе приема и зачисления абитуриентов для получения среднего специального образования в дистанционной форме получения образования, сроки и условия дополнительного набора определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2023 г. № 149 «О сроках проведения вступительной кампании для получения среднего специального образования» в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 апреля 2024 г. № 37 (далее – постановление № 149).
Первый день приема документов на уровень среднего специального образования – 20 июля, как от абитуриентов, поступающих за счет средств бюджета, так и на платной основе.
Для абитуриентов, планирующих участие в конкурсе на специальность, по которой необходимо сдавать вступительное испытание, срок подачи документов как за счет средств бюджета, так и на платной основе, на основе общего базового образования осуществляется с 20 июля по 3 августа, на основе общего среднего – с 20 июля по 6 августа.
Обращаем внимание на отдельные изменения, которые внесены в постановление № 149 по зачислению абитуриентов, поступающих на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание по специальности:
сроки зачисления абитуриентов в УССО на места, установленные контрольными цифрами приема и цифрами приема для получения среднего специального образования:
на очную (дневную) форму получения образования на основе общего базового образования за счет средств бюджета и на платной основе, поступающих на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание по специальности, – по 10 августа;
на очную (дневную) форму получения образования за счет средств бюджета и на платной основе на основе общего среднего образования, профессионально-технического образования с общим средним образованием, поступающих на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание по специальности, – по 11 августа;
Дополнительный набор может осуществляться только на места, определенные контрольными цифрами приема, оставшиеся после зачисления абитуриентов вакантными.
Решение о проведении дополнительного набора принимается руководителем УССО в случаях, если после зачисления абитуриентов, но не позднее сроков, установленных абзацами вторым, третьим, пятым, шестым и восьмым подпункта 1.3 пункта 1 постановления №149:
количество вакантных мест на отдельные специальности не превышает 20 процентов от планируемого приема за счет средств бюджета, – по согласованию с учредителем УССО или уполномоченным им органом;
количество вакантных мест на отдельные специальности составляет более 20 процентов от планируемого приема за счет средств бюджета и учредителем УССО согласовано решение о возможности установления меньшей наполняемости учебной группы на момент ее формирования.
При проведении дополнительного набора информирование абитуриентов о ходе приема документов необходимо осуществлять отдельно по форме согласно приложению 1 к постановлению № 178.
Обращаем внимание, что согласно пункту 16 Правил приема абитуриенты, поступающие для получения среднего специального образования на специальности, на которые конкурс в определенной форме получения образования в году, предшествующем году приема, составлял три человека и более на место (за исключением лиц, поступающих на творческие специальности, специальности «Тренерская работа (с указанием вида спорта)», «Обучение физической культуре»), поступают при наличии в документе об образовании отметки не ниже 4 (четырех) баллов по профильному учебному предмету в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью).
Перечень групп специальностей (специальностей) и соответствующих им профильных учебных предметов для лиц, поступающих в учреждения образования Республики Беларусь, реализующие образовательные программы среднего специального образования, для получения среднего специального образования, установлен постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71 «О вступительных испытаниях для получения среднего специального образования» (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 271) (далее – постановление № 71).
При поступлении для получения среднего специального образования в сокращенный срок зачисляются по конкурсу среднего балла:
одного документа об образовании (диплома о профессионально-техническом образовании, подтверждающего получение общего среднего образования) абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего базового образования;
двух документов об образовании (аттестата об общем среднем образовании и диплома о профессионально-техническом образовании без получения общего среднего образования) абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего среднего образования. При этом средний балл определяется как среднее арифметическое при суммировании всех отметок в обоих документах об образовании (аттестате об общем среднем образовании и дипломе о профессионально-техническом образовании).
В случае невозможности установить преимущественное право на зачисление абитуриентов при равной общей сумме баллов в порядке перечисления в соответствии с пунктом 24 Правил приема, проводится собеседование с абитуриентами по установлению преимущественного права на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов (далее – собеседование) по профильному учебному предмету, указанному в группе специальностей (специальностей) согласно постановлению № 71.
Собеседование следует проводить в сроки зачисления абитуриентов в УССО, установленные постановлением № 149. Процедуру собеседования рекомендуем организовать в соответствии с пунктами 15-42 постановления № 178 и рекомендациями (прилагаются).
Обращаем внимание, что лица, поступающие на специальности, по которым необходимо сдавать вступительное испытание по специальности, имеющие право на льготы при зачислении в УССО вне конкурса согласно пункту 21 Правил приема, вступительные испытания не сдают.
В соответствии с частью первой пункта 30 Правил приема абитуриенты, положительно сдавшие вступительные испытания в государственное УССО, но не прошедшие по конкурсу на получение среднего специального образования за счет средств бюджета, вправе участвовать в конкурсе на получение среднего специального образования на платной основе на основании заявления.
С целью реализации указанной выше нормы и с учетом требований абзаца третьего и шестого подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 149, зачисление абитуриентов, положительно сдавших вступительные испытания в государственное УССО на получение среднего специального образования за счет средств бюджета, должно предшествовать зачислению абитуриентов, положительно сдавших вступительные испытания в государственное УССО на получение среднего специального образования на платной основе по соответствующей специальности.
До начала проведения вступительных испытаний необходимо довести до абитуриентов информацию о порядке подачи и рассмотрения апелляций.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 28 Правил приема на места, установленные контрольными цифрами приема для получения среднего специального образования на условиях целевой подготовки, проводится отдельный конкурс. Абитуриенты, которые не проходят по конкурсу для получения среднего специального образования на условиях целевой подготовки, вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях. С целью реализации данной нормы зачисление абитуриентов, поступающих для получения среднего специального образования на условиях целевой подготовки, должно предшествовать зачислению абитуриентов, участвующих в конкурсе на общих основаниях.
При установлении преимущественного права на зачисление при равном значении среднего балла документа (документов) об образовании или общей суммы баллов по результатам сдачи вступительного испытания и среднего балла документа (документов) об образовании лиц, имеющих льготы в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 21, подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 22, подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне с правом на отселение) необходимо руководствоваться Перечнем населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2021 г. № 75 «О перечне населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения».
Копии документов, подтверждающих право поступающего на льготы при приеме (зачислении), хранятся в личном деле абитуриента.
Журналы регистрации документов абитуриентов ведутся отдельно для каждой специальности дневной, заочной, вечерней и дистанционной форм получения образования на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования с общим средним образованием как для получения образования за счет средств бюджета, так и на платной основе. В день завершения приема документов записи в журнале регистрации документов абитуриентов закрываются итоговой чертой, которая фиксируется подписью ответственного секретаря и скрепляется печатью (кроме случаев, когда в соответствии с законодательными актами печать может не использоваться) УССО.
С учетом изложенного, регистрация документов абитуриентов после итоговой черты допускается только в случае проведения дополнительного набора на места, установленные контрольными цифрами приема и оставшиеся после зачисления абитуриентов вакантными, или при приеме документов от абитуриентов, сдавших вступительное испытание в другом УССО и получивших справку о результатах сдачи вступительных испытаний в учреждениях высшего, среднего специального образования – при поступлении на специальности, зачисление на которые осуществляется по результатам сдачи вступительного испытания и среднего балла документа (документов) об образовании.
В целях методического сопровождения вступительной кампании приняты следующие меры:
для свободного доступа абитуриентов, планирующих поступление на уровень среднего специального образования, в электронном виде на сайте Министерства образования размещен Сборник для поступающих в учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования, в 2024 году;
обновлен и размещен на сайте Министерства образования Сборник основных нормативных правовых актов и информационных материалов, регулирующих вопросы приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования, в 2024 году.
Обращаем внимание, что в целях совершенствования порядка документирования населения Республики Беларусь, осуществления административных процедур и оказания услуг населению в условиях формирования электронного правительства и цифровой экономики введены в действие биометрические документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковой смарт-карты с интегральной микросхемой, содержащие биометрические и иные персональные данные владельца документа.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 государственные органы и организации независимо от формы собственности с учетом необходимости, определяемой условиями предоставления таких сведений, обеспечивают наличие оборудования и (или) программного обеспечения, позволяющих осуществить аутентификацию владельцев биометрических документов и подачу запроса на получение необходимых сведений.
Порядок признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь определен Положением о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения в иностранных организациях, утвержденным постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 518.
Консультирование учреждений образования о признании документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установлении их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь в целях предоставления иностранным гражданам права на продолжение получения образования, при необходимости, осуществляется центром признания документов учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ) (телефон: +375 17 228 13 13; https://nihe.by/index.php/ru/prizn-in-doc).
Сроки начала приема документов от иностранных граждан УССО определяют самостоятельно. Иностранные граждане обязаны приступить к занятиям с 1 сентября, иностранные граждане, поступающие на платной основе по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, дополнительного собеседования по специальности или проверки на уровень физической подготовленности, – по 15 ноября (крайний срок). При невозможности своевременного прибытия иностранных граждан в Республику Беларусь (по объективным причинам) УССО следует скорректировать образовательный процесс и организовать его в соответствии с расписанием в форме управляемой самостоятельной работы с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе с предоставлением возможности отработки пропущенных занятий в удаленном режиме.
Обращаем внимание, что согласно части первой пункта 3 Правил приема иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (имеющие вид на жительство), имеют право участвовать в конкурсе на получение среднего специального образования на условиях, предусмотренных для граждан Республики Беларусь. Иные условия поступления данной категории лиц Правилами приема не предусмотрены, за исключением (часть вторая пункта 3 Правил приема) граждан Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь, которые имеют право поступать как на условиях, предусмотренных для граждан Республики Беларусь, так и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 6 Правил приема). Граждане указанных государств, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, определяют условия поступления самостоятельно: либо как граждане Республики Беларусь, либо как иностранные граждане.
Напоминаем, что в целях реализации подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420 «О лицах, прибывших в Республику Беларусь» УССО вправе принимать граждан Украины для получения среднего специального образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов или на условиях оплаты, предусмотренных для граждан Республики Беларусь, при наличии вакантных мест, установленных планами приема, по решению руководителя с учетом результатов собеседования с абитуриентом. Данные граждане освобождаются от представления документов, необходимых для принятия решения о приеме в учреждения образования, в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы.
При наличии международного соглашения о взаимном признании иностранных документов об образовании, сторонами которого является Республика Беларусь и страна выдачи документа об образовании, предоставляемого абитуриентом при приеме в УССО для получения среднего специального образования, признание документа об образовании, выданного в иностранном государстве и дающего право на поступление в УССО, осуществляется на основании действующего международного соглашения без организации процедуры признания иностранных документов об образовании и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь.
Перечень Соглашений о взаимном признании документов об образовании размещен на сайте РИВШ (https://nihe.by/index.php/ru/prizn-in-doc/9-uncategorised/1784-zakonodatelstvo).
Напоминаем о необходимости предоставления в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (далее – ГИАЦ) сведений об итогах приема документов от абитуриентов и зачисления в УССО не позднее 18 августа 2024 г. Сбор сведений будет осуществляться посредством РАС «Электронное образование». Информация о порядке сбора сведений, порядок действий и руководство пользователя, данные для входа будут направлены ГИАЦ дополнительно (тел. +375 17 250 39 27, Чурко Виктория Сергеевна).
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Первый заместитель Министра А.Г.Баханович
04-02 Талатай 327 21 90
Приложение к письму Министерства образования
Рекомендации по организации и проведению собеседования
с абитуриентами по установлению преимущественного права
на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов
Для проведения собеседования руководитель УССО (филиала, иного обособленного подразделения учреждения образования, реализующего образовательные программы среднего специального образования) приказом утверждает состав комиссии по проведению собеседования (далее – комиссия) и ее председателя.
В состав комиссии не включаются лица, находящиеся в отношениях близкого родства или свойства с абитуриентами.
Задания (вопросы) для проведения собеседования составляются комиссией в соответствии с учебной программой по учебному предмету, указанному в качестве профильного в перечне групп специальностей (специальностей) согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 271).
Собеседование проводится в рамках сроков зачисления, установленных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2023 г. № 149.
Абитуриент, который не смог явиться на собеседование в установленный день по уважительной причине (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в собеседовании, подтвержденные документально), по решению комиссии допускается к участию в собеседовании в другой день в пределах сроков проведения зачисления.
Абитуриент, который не смог явиться на собеседование в установленный день по неуважительной причине, к участию в собеседовании не допускается.
Собеседование проводится в устной форме. Собеседование с абитуриентом проводят не менее двух членов комиссии. Ход собеседования отражается в бланке устного ответа на собеседовании по предлагаемой форме (прилагается).
По результатам собеседования комиссией принимается решение об итогах прохождения абитуриентом собеседования (выставление отметки по 10-балльной системе в соответствии с нормами оценки знаний абитуриентов, установленными Министерством образования Республики Беларусь для учебных предметов).
Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии.
В случае несогласия абитуриента с результатом собеседования, им подается апелляция на имя председателя комиссии в день проведения собеседования. Апелляция подлежит рассмотрению комиссией в день ее подачи.
Штамп учреждения
образования
Бланк устного ответа на собеседовании
Фамилия ________________________________________________________________________
Собственное имя _________________________________________________________________
Отчество (если таковое имеется) ___________________________________________________
Специальность* _________________________________________________________________
Вопросы собеседования ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Время начала ответа _________________ Время окончания ответа _______________________
Экзаменаторы ___________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Конспект ответа
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(заполняется также и на обратной стороне)
Дополнительные вопросы
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________
(подпись абитуриента)
<*> Указываются код и наименование специальности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 марта 2022 г. № 54.
Сроки проведения вступительной кампании
для получения среднего специального образования в 2024 году
|
На основе общего базового образования |
На основе общего среднего образования (профессионально-технического с общим средним образованием) |
|
ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ |
|
за счет средств бюджета |
с 20 июля по 3 августа |
с 20 июля по 6 августа |
на платной основе |
с 20 июля по 13 августа |
с 20 июля по 13 августа |
(от абитуриентов, которые будут сдавать вступительные испытания по специальности) |
по 3 августа |
по 6 августа |
|
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
|
|
с 4 по 8 августа |
с 7 по 9 августа |
|
ЗАЧИСЛЕНИЕ |
|
за счет средств бюджета |
по 6 августа |
по 8 августа |
на платной основе |
по 15 августа |
по 15 августа |
(абитуриентов, которые сдавали вступительные испытания по специальности) |
по 10 августа |
по 11 августа |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР (при необходимости) |
|
информирование о наборе и прием документов (бюджет) |
по 11 августа |
по 12 августа |
зачисление (бюджет) |
12 августа |
13 августа |
Прием документов от иностранных граждан и лиц без гражданства:
за счет средств бюджета или на платной основе в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, на платной основе по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, за счет грантов на обучение – по 3 августа;
на платной основе по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, дополнительного собеседования по специальности или проверки на уровень физической подготовленности, – по 15 октября.
На сельскохозяйственные специальности в заочной форме за счет средств бюджета или на платной основе прием документов – с 15 октября по 30 ноября; зачисление – по 10 декабря. Дополнительный набор: информирование и прием документов – по 11 декабря, зачисление – 12 декабря.
свернутьПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
11 июля 2022 г. № 184
Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
11.07.2022 № 184
ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
1. Настоящие Правила определяют порядок и формы проведения аттестации учащихся, виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, порядок перевода в следующий класс, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям), условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний, предоставления права прохождения итоговой аттестации в иные сроки, порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования комиссий, участвующих в проведении итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательнооздоровительных центрах, филиалах государственных колледжей, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, университетах, академиях (далее – учреждения образования).
2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением учащихся I–II классов, учащихся III–IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале либо отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или записей «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».
Оценка результатов учебной деятельности учащихся I–II классов, учащихся III–IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
3. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям) осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам согласно приложениям 1–25.
4. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются следующие пять уровней учебной деятельност первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение
понятий (объектов изучения), которые оцениваются отметками 1, 2 балла; второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 3,
4 балла; третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описания и анализа действий с объектами изучения, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов; четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются отметками 7, 8 баллов; пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются отметками 9, 10 баллов.
5. По учебным предметам, по которым аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено», отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности, отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
6.По учебным предметам, по которым аттестация осуществляется с использованием записи освоил(а)», «не освоил(а)», запись «освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности, запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
7.Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням учебной деятельности выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
8.В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования и учебнопрограммной документации образовательных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
9.Для проведения текущей аттестации учащихся проводится поурочный и тематический контроль. Поурочный и тематический контроль осуществляется в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
10. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки освоения учащимися отдельных элементов учебного материала и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оцениваются результаты учебной деятельности учащихся с учетом проявления интереса к учебной деятельности, стремления к достижению поставленной цели.
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогическим работником (далее – учитель) в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов и форм обучения и воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
11.Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки освоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Тематический контроль осуществляется посредством контрольных работ, а также тематических самостоятельных работ.
12. Текущую, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию по завершении учебных занятий в учебном году (далее – аттестация по итогам учебного года) по учебным предметам (модулям) проводит учитель, который преподает соответствующий учебный предмет.
13.Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по отдельным учебным предметам (модулям) проводится по результатам аттестации по итогам учебного года и итоговых испытаний в виде выпускных экзаменов.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по отдельным учебным предметам (модулям) проводится по результатам аттестации по итогам учебного года и итоговых испытаний в виде выпускных экзаменов и (или) централизованного экзамена.
Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, осуществляют экзаменационные комиссии.
Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводится централизованный экзамен, осуществляют экзаменационные комиссии, иные комиссии, участвующие в проведении итоговой аттестации.
37.К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.
К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.
Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения.
38. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.
К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованный экзамен.
Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.
39. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
40. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок по итогам учебного года освобождаются:
40.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
40.2. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
40.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:
учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса
Республики Беларусь об образовании; учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
учащиеся, находящиеся в соответствии с законодательством в самоизоляции на даты
проведения выпускных экзаменов;
40.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, – кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
41. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:
41.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
41.2. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
41.3. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету.
42.По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов при условии наличия положительных отметок по результатам аттестации по итогам учебного года освобождаются:
42.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
42.2.на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
43. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускного экзамена, централизованного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:
43.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных
(Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
43.2.на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
44. Для освобождения от выпускных экзаменов:
учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце втором подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, за исключением учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии; учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце третьем подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;
Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 40.4 пункта 40 настоящих Правил; городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа списки учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, и иных учащихся, находящихся в самоизоляции, на даты проведения выпускных экзаменов.
Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления городскими, районными, зональными и районными в городах центрами гигиены и эпидемиологии списков учащихся, указанных в абзаце пятом части первой настоящего пункта, и учреждением образования документов, указанных в части второй настоящего пункта, принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.
45. Учащимся, указанным в подпунктах 40.3, 40.4 пункта 40 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.
Учащимся, указанным в пунктах 41, 43 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 (десять) баллов.
Учащимся, указанным в подпунктах 40.1, 40.2 пункта 40, пункте 42 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок:
по учебному предмету, по которому они стали победителями заключительного этапа
республиканской олимпиады, выставляется отметка 10 (десять) баллов; по иным учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, выставляются годовые отметки.
46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов.
Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:
не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена
в письменной форме по соответствующему учебному предмету; проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе; обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее
одного дня.
47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования.
Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).
48.Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.
В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен.
В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.
Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.
49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.
Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.
Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.
50.На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы.
На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.
51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут.
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
52.Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27.
Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.
В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой.
Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.
Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.
53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку.
Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.
Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
55. Учащиеся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
Учащиеся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами, централизованными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
Даты проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.
56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».
В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.
57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».
Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.
58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».
Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.
Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.
59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».
Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык».
В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».
60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».
Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык».
В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».
61.Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проходить в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена.
Для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольноизмерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственновластные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.
62. В отдельных случаях (лечение, переезд на новое место жительства, иные уважительные причины, подтвержденные документально) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля.
На основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и по ходатайству Министерства спорта и туризма, направленному в учреждение образования, сроки проведения выпускных экзаменов могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственновластные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля для учащихся, которые принимают участие в официальных международных спортивных соревнованиях, в случае совпадения сроков подготовки к международным спортивным соревнованиям и проведения международных спортивных соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
При этом для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольно-измерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
ГЛАВА 9
ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ.
68.Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы базового образования, являются свидетельство об общем базовом образовании, свидетельство об общем базовом образовании с отличием.
Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы среднего образования, являются аттестат об общем среднем образовании, аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью.
Документы об образовании, указанные в частях первой, второй настоящего пункта, выдаются учреждениями образования учащимся, которые освоили содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, в том числе успешно прошли аттестацию.
69.Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается учащимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Трудовое обучение», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», по которому им выставлена отметка «зачтено»), и примерное поведение, а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования.
Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта.
70. Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов), а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные, централизованные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.
Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» и других (одного или двух) учебных предметов (модулей), по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по учебным предметам (модулям) и отметки не ниже 6 (шести) баллов по тем же учебным предметам (модулям), по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов и по которым проводятся выпускные, централизованные экзамены за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями первой, второй настоящего пункта.
71.При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся, имеющие за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», могут награждаться похвальными листами. Решение о награждении учащегося похвальным листом принимается руководителем учреждения образования.
72. Золотые и серебряные медали, похвальные листы вручаются учащимся одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.
73.При проведении промежуточной аттестации, аттестации по итогам учебного года осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению 28.
Оценка поведения учащихся представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении образования.
Поведение учащихся I–XI классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.
74. Оценка поведения «примерное» выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.
Оценка поведения «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.
Оценка поведения «неудовлетворительное» выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.
Оценка поведения «неудовлетворительное» может быть выставлена за совершение учащимся правонарушений.
Приложение 28
к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1 |
I–IV классы |
|
1.1 |
Гражданственность |
знание государственных символов Республики Беларусь; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь; активное участие в деятельности детских общественных объединений |
1.2 |
Товарищество |
дружелюбные отношения с одноклассниками; умение проявлять взаимопомощь |
1.3 |
Уважение к старшим |
вежливость; послушание; оказание посильной помощи |
1.4 |
Доброта |
готовность помочь близким, друзьям, старшим; бережное отношение к животным |
1.5 |
Честность |
искренность; правдивость; исполнение обещаний |
1.6 |
Трудолюбие |
добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде |
1.7 |
Бережливость |
опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам, имуществу учреждения образования, окружающей среде, природопользованию |
1.8 |
Дисциплинированность |
выполнение учредительных документов, иных локальных правовых актов учреждения образования; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность, добросовестное отношение к учебе |
2 |
V–VI классы |
|
2.1 |
Гражданственность |
знание государственных символов Республики Беларусь; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь; активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения образования, деятельности детских общественных объединений |
2.2 |
Товарищество и коллективизм |
стремление находиться в коллективе; дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь |
2.3 |
Уважение к старшим |
вежливость; послушание; оказание посильной помощи |
2.4 |
Доброта |
готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам; бережное отношение к животным |
2.5 |
Честность |
искренность; правдивость; исполнение обещаний |
2.6 |
Трудолюбие |
добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно полезном труде |
2.7 |
Бережливость |
опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения образования, окружающей среде, природопользованию |
2.8 |
Дисциплинированность |
выполнение учредительных документов, иных локальных правовых актов учреждения образования; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; |
|
|
исполнительность; добросовестное отношение к учебе |
3 |
VII–IX классы |
|
3.1 |
Гражданственность |
знание государственных символов Республики Беларусь; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь; активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения образования, деятельности детских и молодежных общественных объединений |
3.2 |
Товарищество и коллективизм |
дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности |
3.3 |
Гуманность |
доброжелательные отношения с окружающими; уважение старших; готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
3.4 |
Честность и принципиальность |
искренность; правдивость; исполнение обещаний; способность осознавать и признавать свои ошибки; уметь прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших; критически относиться к результатам своего труда |
3.5 |
Добросовестное отношение к труду |
добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии |
3.6 |
Дисциплинированность |
выполнение учредительных документов, иных локальных правовых актов учреждения образования; исполнительность; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе |
3.7 |
Эстетическое развитие |
опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения образования; стремление к самосовершенствованию; бережное отношение к окружающей среде, природопользованию |
4 |
X–XI классы |
|
4.1 |
Гражданственность |
знание государственных символов Республики Беларусь; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь; участие в общественно значимых делах класса, учреждения образования, деятельности молодежных общественных объединений; активная гражданская позиция |
4.2 |
Товарищество и коллективизм |
дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь; выполнение коллективных решений; выражение благодарности; умение отстаивать честь своего коллектива |
4.3 |
Гуманность |
доброжелательные отношения с окружающими; уважение старших; толерантность к другим, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
4.4 |
Честность и принципиальность |
искренность; правдивость; исполнение обещаний, единство слова и дела; устойчивость взглядов и убеждений; привычка открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам |
4.5 |
Добросовестное отношение к труду |
добросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде и социально значимой деятельности, стремление выполнить ее качественно; вдумчивое отношение к выбору будущей профессии |
4.6 |
Дисциплинированность |
выполнение учредительных документов, иных локальных правовых актов учреждения образования; исполнительность; соблюдение правил поведения в учреждении образования, общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; настойчивость в достижении поставленной цели; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; добросовестное отношение к учебе |
4.7 |
Эстетическое развитие |
опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и имуществу учреждения образования; стремление к самосовершенствованию; приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа; бережное отношение к окружающей среде, природопользованию |