Ресурсный центр

План работы

развернуть

План работы районного ресурсного центра

 по учебному предмету «Трудовое обучение»

на базе ГУО «Новосверженская средняя школа»

на 2024/2025учебный год

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Ответственные

Результат, методические продукты

  1. Организационные мероприятия

1

Разработка положения о ресурсном центре

До 01.09.2024

Комаровская С.П

Хвалей А.В..

Положение

2

Составление и согласование плана работы на 2023/2024 учебный год

До 01.09.2024

Комаровская С.П.

Хвалей А.В.

План работы на 2024/2025 учебный год

3

Повышение квалификации педагогов, участие в семинарах и вебинарах

Сентябрь 2024-август 2025

Хвалей А.В.

Бернатович В.А.

Выступление на заседании районного УМО

4

Укрепление материально-технической базы кабинетов трудового обучения

Декабрь 2024

Хвалей И.С.

Установка новых станков в кабинете технического труда

5

Анализ работы ресурсного центра, составление перспективного плана работы

август 2025

Хвалей А.В.

Анализ работы. Перспективный план работы на 2024-2027 гг

  1. Организация и проведение районных мероприятий (участие в районных мероприятиях)

6

Проведение 1 этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение»

Октябрь 2024

Хвалей А.В.

Рекомендации для учителей трудового обучения

7

Подготовка и проведение 2 этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение».

17.11-18.11.2024

Хвалей А.В.

Бернатович В.А

Алгоритм проведения 2 этапа республиканской олимпиады

8

Участие в работе предметного жюри олимпиады

17.11-18.11.2024

Хвалей А.В.

Бернатович В.А

Разработка методических рекомендаций

9

Анализ результативности участия в олимпиадном движении

Ноябрь 2024

Хвалей А.В.

Аналитическая информация

10

Подготовка и участие в районном конкурсе работ исследовательского характера

Март 2025

Хвалей А.В.

 

  1. Организация и проведение областных мероприятий (участие в областных мероприятиях)

11

Подготовка к участию в 3 этапе республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение».

Декабрь 2024

Хвалей А.В.

Рекомендации по подготовке к предметной олимпиаде

12

Подготовка и участие в областном этапе конкурса работ исследовательского характера

Апрель 2025

Хвалей А.В.

Рекомендации по оформлению конкурсных работ

  1. Организация взаимодействия с учреждениями образования района

13

Создание методической копилки разработок учебных занятий из опыта работы учителей трудового обучения

Февраль 2025

Хвалей А.В.

Сборник «Методический калейдоскоп»

V.    ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

 

Подготовка материала для печати в районной газете «Прамень»

Май 2025

Хвалей А.В.

публикация

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о ресурсном центре системы образования Столбцовского района

развернуть

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру Ресурсного центра системы образования Столбцовского района (далее − Центр).

1.2. Центр – структурное подразделение учреждения образования, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.

1.3. Критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования может создаваться Ресурсный центр, являются:

  • осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования;
  • ведение учреждением образования инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной деятельности, ход и результаты которой обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы образования области;
  • эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в образовательном процессе;
  • наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования.

1.4. В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Минского облисполкома и настоящим Положением.

1.5. Ресурсный центр учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома, с учреждениями образования, для которых они являются Ресурсными центрами, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района.

1.6. Центр не является юридическим лицом.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

2.1. Основной целью деятельности Центра является распространение перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования Столбцовского района.

2.2. Задачами Центра являются:

  • повышение потенциала системы образования района за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
  • ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности;
  • выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений образования;
  • консультирование педагогических и руководящих работников учреждений образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам образования;
  • организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области образования, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления;
  • распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
  • организация сетевого взаимодействия по соответствующим направлениям развития образования.

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

3.1. Организационно-методическая работа.

Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:

  • подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, повышения квалификации по актуальным вопросам развития образования района;
  • подготовки участников конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
  • участия в реализации областных педагогических проектов;
  • содействия функционированию сети районных методических объединений педагогических работников;
  • организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • организации методических консультаций.

 

3.2. Информационно-методическая работа:

  • участие в формировании банка педагогической и методической информации;
  • изучение перспективного педагогического опыта и достижений в системе общего образования и их распространение;
  • разработка и внедрение инновационных образовательных технологий;
  • разработка содержания, организация и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства;
  • организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных работ;
  • формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы;
  • освоение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, высокоскоростной обмен информацией, использование распределенных вычислительных ресурсов, в том числе сетевых;
  • участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предметам, заявленным в тематике Центра;
  • создание медиатеки по предметам, заявленным в тематике Центра, предназначенной для работы с педагогами и учащимися района;
  • использование возможностей информационных технологий для информирования населения о возможностях и деятельности системы общего образования;
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;
  • осуществление издательской и полиграфической деятельности;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых технологий;
  • организация консультационной деятельности по вопросам функционирования общеобразовательного учреждения;
  • взаимодействие с другими ресурсными центрами;
  • подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по своим направлениям деятельности;
  • содействие в проведении опытно – экспериментальной, инновационной работы методическим объединениям педагогических работников, отдельным педагогическим работникам и их творческим коллективам (группам).

3.3. Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

4.1. Ресурсный центр открывается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

4.2. Открытие Центра учреждения образования осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива учреждения образования по актуальным направлениям развития регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций Центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Центром.

4.3. Порядок создания Центра:

  • учреждение образования до 15 мая подаёт заявку с просьбой об открытии Центра с обоснованием возможностей его функционирования;
  • на основании представленной заявки оценивается целесообразность открытия Центра;
  • при положительном решении, учреждение образования включается в приказ отдела образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома;
  • в случае отрицательного заключения инициатору заявки направляется обоснованный ответ, в котором указывается причина отказа.

4.5. Создание на базе учреждения образования Центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

4.6. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

4.7. Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается директором учреждения образования по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома.

4.8. Руководитель Центра несет ответственность за деятельность Центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.9. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Центра, согласованным с отделом образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома.

4.10. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций Ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РБ.

4.11. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций Ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

4.12. В учреждении образования, обладающим статусом Ресурсного центра, должна быть следующая документация:

-Положение о Ресурсном центре;

-план работы;

-отчеты о проделанной работе;

- приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;

4.13. Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций Ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

4.14. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций Ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.

4.15. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить отделу образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

4.16. По запросу учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома  Ресурсный центр предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района.

4.17. Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе перед отделом образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома. Отчёты предоставляются в учебно-методический кабинет отдела образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома до 10 июня.

4.18. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

4.19. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома.

 

  1. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

5.1. Структуру Центра определяет учреждение образования самостоятельно.

5.2. При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников по тем предметам, которые курирует Центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.

5.3. Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого Центр функционирует.

5.4. К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

 

  1.  НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРА

6.1. Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

 

          7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Положение о Ресурсном центре составляется на основе настоящего Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.

7.2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.     

 

 

свернуть

Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ресурсных центров

развернуть

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 г. № 154-З (статья 22)

Статья 22. Структура учреждения образования

  1. Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные и (или) структурные подразделения. Обособленные и (или) структурные подразделения учреждений образования создаются при наличии положительных санитарно-гигиенических заключений, выданных по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проведенной органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, если наличие таких заключений предусмотрено актами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. К обособленным подразделениям учреждений образования относятся филиалы, представительства, иные обособленные подразделения.
  3. К структурным подразделениям учреждений образования относятся библиотеки, общежития, учебно-опытные участки, учебно-опытные хозяйства, учебно-опытные лесхозы, учебно-производственные мастерские, лаборатории, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, спортивные клубы, студенческие санатории-профилактории, центры, управления, части, отделы, секторы, отделения, учебные хозяйства, пункты коррекционно-педагогической помощи, детские социальные приюты, иные структурные подразделения.
  4. Структурные подразделения по решению руководителей учреждений образования могут создаваться как обособленные подразделения.
  5. Учреждения образования формируют свою структуру в соответствии с актами законодательства, их уставами.

Доступ к электронному ресурсу https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0

 

 

 Положение об учреждении общего среднего образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 42, №8/25102))

Глава 2. Структура ўстановы агульнай сярэдняй адукацыі

Установа агульнай сярэдняй адукацыі можа мець у сваёй структуры адасобленыя падраздзяленні і структурныя падраздзяленні.

Да адасобленых падраздзяленняў установы агульнай сярэдняй адукацыi адносяцца філіял, прадстаўніцтва, іншае адасобленае падраздзяленне, якія ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у парадку, устаноўленым заканадаўствам.

Да структурных падраздзяленняў установы агульнай сярэдняй адукацыі адносяцца бібліятэка, інтэрнат, аддзяленне, пункт карэкцыйна-педагагічнай дапамогі, вучэбна-кансультацыйны пункт, вучэбна-вопытны ўчастак (гаспадарка), рэсурсны цэнтр, вытворчая (вучэбна-вытворчая) майстэрня, вучэбна-вытворчы камбінат працоўнага навучання і прафесіянальнай арыентацыі, цэнтр дапрызыўнай падрыхтоўкі, лагер, іншыя структурныя падраздзяленні.

Структурнае падраздзяленне можа стварацца як адасобленае падраздзяленне.

Структурныя падраздзяленні ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у адпаведнасці з заканадаўствам, дадзеным Палажэннем, статутам установы агульнай сярэдняй адукацыi, палажэннем аб адпаведным структурным падраздзяленні, якое зацвярджаецца кіраўніком установы агульнай сярэдняй адукацыі.

  1. 22. Рэсурсны цэнтр - структурнае падраздзяленне ўстановы агульнай сярэдняй адукацыі, дзе канцэнтруюцца матэрыяльна-тэхнічныя, педагагічныя і інфармацыйныя рэсурсы з мэтай іх эфектыўнага і рацыянальнага выкарыстання для інавацыйнага развіцця ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі раёна (горада).
  2. Асноўныя задачы рэсурснага цэнтра:

- стварэнне медыятэкі, фарміраванне яе фонду сучаснымі вучэбнымі і іншымі выданнямі і забеспячэнне доступу да іх праз камп’ютарныя сеткі, уключаючы глабальную камп’ютарную сетку Інтэрнэт;

- удзел у вопытнай праверцы вучэбных выданняў, экспертызе сродкаў навучання, неабходных для рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі;

- арганізацыя і правядзенне канферэнцый, семінараў, практыкумаў і іншых мерапрыемстваў для педагагічных работнікаў;

- арганізацыя і правядзенне вучэбных заняткаў па асобных тэмах вучэбных праграм па вучэбных прадметах, факультатыўных заняткаў;

- арганізацыя і правядзенне кансультацый для педагагічных работнікаў па пытаннях правядзення вучэбных заняткаў па асобных тэмах вучэбных праграм па вучэбных прадметах, факультатыўных заняткаў з выкарыстаннем адпаведных рэсурсаў рэсурснага цэнра.

Доступ к электронному ресурсу http://www.pravo.by/pdf/2012-42/2012-42(017-062).pdf 

 

 

 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 27.02.2021 г., 8/36368)

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ РЕСУРСНЫМ ЦЕНТРОМ

Должностные обязанности. Руководит деятельностью ресурсного центра учреждения образования в целях реализации образовательных программ, программ воспитания. Обеспечивает широкий доступ к информационным ресурсам всем категориям пользователей учреждения образования и ряда учреждений образования. Ведет процесс комплектования ресурсного центра современным оборудованием, нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, электронными и печатными ресурсами, обеспечения сырьем, материалами, другими средствами обучения в соответствии с направлением образовательной деятельности, контролирует их техническое состояние.

        Создает условия для рационального использования оборудования ресурсного центра. Организует заключение договоров с учреждениями образования, направляющими обучающихся на обучение в ресурсный центр. Организует ученические места обучающихся, рабочие места мастеров производственного обучения, других педагогических работников в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами.

          Организует разработку и утверждение инструкционных и технологических карт, разработку учебных программ по обучению в ресурсном центре, графиков загрузки ресурсного центра, расписания учебных занятий. Обеспечивает и контролирует соблюдение обучающимися и педагогическими работниками правил внутреннего распорядка, требований по охране труда, правил пожарной безопасности, организует работу по созданию необходимых для них социальнобытовых условий, обеспечивает ведение учебной документации, организует учет успеваемости обучающихся, контролирует посещаемость учебных занятий. Обеспечивает работу по организации и проведению производственного обучения учащихся, прохождения стажировки педагогическими работниками учреждений образования, осуществлению производственной деятельности, выполнению хозяйственных работ.

            Изучает и обобщает передовой опыт по организации образовательного процесса, вносит предложения по его совершенствованию, внедрению новых педагогических технологий, передовых приемов и методов труда. Содействует апробации и внедрению в образовательный процесс научно-методического обеспечения, тренажеров, оборудования, других средств обучения. Прогнозирует перспективы работы, направленной на повышение профессионального мастерства педагогических работников. Взаимодействует с учебно-методическими объединениями в сфере образования. Ведет необходимую отчетную документацию.

       Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты и локальные правовые акты по вопросам образования, правам ребенка; учебные планы и учебные программы, инструкции и методики по производственному обучению, учебному предмету (учебной дисциплине); технологию и организацию производственных процессов; технику и оборудование, правила их эксплуатации, проведение текущего ремонта; основы экономики, педагогики, возрастной психологии и физиологии; основы законодательства о труде; требования по охране труда; правила пожарной безопасности.

         Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», стаж работы в должностях педагогических работников не менее 2 лет.

 

свернуть